Беспилотники можно применять для мониторинга дамб

Геоинформатика
, Текст: Михаил Левкевич
В Германии провели успешный эксперимент по использованию небольших доступных беспилотников для мониторинга деформации дамбы. Фотограмметрия с борта БПЛА оказалась достаточно точной и намного дешевле лазерной наземной съемки, которая требует больших трудозатрат.

Ученые из Ростокского университета (Германия) провели эксперимент по использованию беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) для высокоточного измерения деформации дамбы.

В ходе эксперимента ученые должны были решить сложную проблему пригодности грунта, вычерпанного со дна рек и каналов, для возведения дамб. Обычно для строительства дамб, запирающих воду в судоходных каналах или водохранилищах, используется глина или мергель. Однако в некоторых регионах эти материалы в дефиците, поэтому в рамках международного проекта DredgDike исследователи построили несколько опытных дамб из материалов, которые были взяты во время обычных дноуглубительных работ. Такие работы проводятся во многих портах и на различных водных путях по всему миру, чтобы поддержать глубину судоходных каналов.

Фотореалистичная модель экспериментальной дамбы, которая использовалась во время проверки технологии фотограмметрии с борта БПЛА
Фотореалистичная модель экспериментальной дамбы, которая использовалась во время проверки технологии фотограмметрии с борта БПЛА

До того, чтобы оценить надежность одной из экспериментальных дамб проекта DredgDike, немецкие ученые решили использовать фотограмметрию с борта БПЛА и сравнить ее с традиционной технологией наземного лазерного сканирования (TLS).

В эксперименте для контроля деформации дамбы длиной 130 м использовались две беспилотные системы: 2,6-кг квадрокоптер MD4-1000 с фотокамерой Olympus PEN e-P2 с фокусным расстоянием 17 мм и 2,2-кг октокоптер AscTec Falcon 8 с фотокамерой Sony NEX-5 (фокусное расстояние 16 мм). Оба беспилотника применялись в стандартном варианте, то есть без дополнительного оборудования или переделок. Полеты показали, что благодаря большей дальности полета MD4-1000 лучше подходит для панорамной съемки дамбы, а Falcon 8 — для детальной съемки стен.

Для оценки деформации дамбы беспилотники выполнили пять сессий фотограмметрической съемки, после чего данные сравнили с результатами наземного лазерного сканирования. По заявлению исследователей, полученные с БПЛА данные позволяют вести мониторинг деформации с достаточно высокой точностью. Таким образом, в некоторых случаях беспилотники могут заменить дорогостоящее и трудоемкое лазерное сканирование, которое сложно проводить очень часто.

Эксперимент немецких ученых в очередной раз показал, что фотограмметрия с помощью беспилотных систем уже стала зрелой технологией, которая может использоваться для таких сложных и ответственных задач, как долговременный анализ деформации дамб. Использование БПЛА обходится дешевле и требует меньшего количества полевых работ квалифицированных специалистов и дорогостоящей техники, чем в случае с TLS или арендой пилотируемых платформ для аэрофотосъемки.

Мировая группировка спутников дистанционного зондирования земли (ДЗЗ)

СОБЫТИЯ