Статья

Систему-112 обеспечат ГИС-сервисами

Геоинформатика
мобильная версия

Система-112 объединит и скоординирует различные службы, оказывающие экстренную помощь населению, позволит автоматизировать сбор, анализ и передачу информации о происшествиях. Какие ГИС-сервисы будут использоваться в системе?

Работы по созданию Системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» проводятся сейчас во многих субъектах Российской Федерации. Немаловажное значение для работы Системы-112 играют геоинформационные (ГИС) сервисы, обеспечивающие отображение карты местности, точек происшествия, расположения транспортных средств экстренных оперативных служб и т. д.

Первое, что получают граждане при внедрении Системы-112 — это возможность сообщать о любых происшествиях на единый номер «112». Это, безусловно, удобно, т.к. теперь нет необходимости помнить различные номера для экстренных вызовов (например, «03» для вызова скорой помощи с городского телефона, «103» для вызова абонентом «Билайн», «030» для вызова абонентом МТС и т. д.).

Однако на самом деле Система-112 дает гораздо больше, чем только единый номер для экстренных вызовов. Повышается надежность передачи информации о происшествиях благодаря регистрации вызовов в системе, автоматическому восстановлению прерванных соединений, определению местоположения абонента; позвонившие могут получить психологическую помощь или передать информацию о происшествии на иностранном языке.

Не менее важные преимущества дает использование Системы-112 и службам экстренного реагирования. Автоматизируется прием и регистрация информации о происшествиях (например, автоматически заполняется информация о телефонном номере абонента, координаты точки вызова; ведется запись разговора с абонентом). Взаимодействие экстренных служб становится более эффективным благодаря доступу к единой базе по происшествиям. Наконец, наличие общей базы происшествий дает дополнительные возможности оценки и анализа текущей ситуации в регионе.

Система-112 создается независимо в каждом субъекте РФ. К 2018 г., согласно действующей в настоящее время федеральной целевой программе, Система-112 должна быть внедрена во всех субъектах Российской Федерации.

Структура Системы-112

Система-112 представляет собой достаточно сложную в техническом отношении автоматизированную систему, включающую в себя телекоммуникационное оборудование, системы хранения данных, системы резервного копирования, вычислительные серверы, автоматизированные рабочие места операторов и др.

Система-112 состоит из шести подсистем, перечень и назначение которых определены в нормативных правовых актах:

  • Телекоммуникационная подсистема для приема и обработки вызовов, поступающих в единую службу, их передачи в ДДС;
  • Информационно-коммуникационная подсистема для обработки информации о полученных вызовах и получения информации из архива в оперативном режиме;
  • Подсистема консультативного обслуживания для оказания информационно-справочной помощи населению по вопросам обеспечения безопасности жизнедеятельности;
  • Геоинформационная подсистема для отображения на электронной карте различных характеристик территории, мест происшествий, расположения транспортных средств экстренных оперативных служб;
  • Подсистема мониторинга для приема и обработки информации и сигналов от датчиков на контролируемых стационарных и подвижных объектах;
  • Подсистема обеспечения информационной безопасности для защиты информации и средств её обработки в Системе-112.

Точный состав функций подсистем в законах и подзаконных актах не регламентирован: их определяет самостоятельно каждый субъект Российской Федерации, внедряющий Систему-112. Однако имеются методические материалы по созданию Системы-112, разработанные по заказу МЧС России, в которых, в частности, разъясняются принципы работы и функции каждой подсистемы.

Принципы работы

Типовая схема функционирования Системы-112 в части приема и обработки вызовов выглядит следующим образом.

Оператору Системы-112 поступает вызов от абонента, позвонившего на номер «112». Общаясь с абонентом, оператор создает в автоматизированной системе карточку происшествия, в которую вносит всю информацию о происшествии (тип происшествия, адрес, количество пострадавших и т. д.) Часть информации заполняется автоматически – например, телефонный номер и координаты абонента.

В зависимости от типа происшествия оператор отмечает в карточке происшествия те дежурно-диспетчерские службы (ДДС), которые ответственны за реагирование на происшествие (пожарная, полиция, скорая и др.) и, при необходимости, переадресует вызов диспетчеру ДДС.

 Прием вызова  оператором 112
Прием вызова оператором 112

Диспетчеры ДДС организовывают реагирование на происшествие (высылают бригады экстренного реагирования на место происшествия и т. д.) и вносят информацию о выполненных действиях в карточку происшествия.

Оператор Системы-112 контролирует действия, предпринятые дежурно-диспетчерскими службами по данному происшествию, и отмечает в карточке происшествия факт завершения работ.

 Схема функционирования Системы-112
Схема функционирования Системы-112

Геоинформационые сервисы

Для удобной и эффективной работы операторов/диспетчеров Системы-112 немаловажное значение играют геоинформационные сервисы.

Карта

Оператору необходима подробная карта местности, на которой отображаются строения, дороги, различные объекты инфраструктуры. Общаясь с абонентом и видя перед собой карту, оператор может более точно определить место происшествия и затем сориентировать бригады экстренного реагирования, выезжающие по вызову.

 Подробная карта города
Подробная карта города

На карте также должно отображаться местоположение абонента, определяемое автоматически.

В случае возникновения чрезвычайной ситуации, воздействующей на значительную территорию (например, при выбросе загрязняющих веществ в атмосферу) оператор сможет быстро найти социально-значимые объекты (школы, больницы и др.), попадающие в зону загрязнения, и спланировать меры по эвакуации людей.

Поиск информации

Необходимы сервисы поиска, позволяющие находить объект на карте по его адресу или названию. Например, если абонент, позвонивший по номеру «112», при описании места происшествия упомянул городскую достопримечательность, название торгового центра или номер школы, то с помощью функций поиска можно быстро найти нужный объект на карте.

Также полезны возможности пространственного поиска, предназначенные для нахождения объектов определенного типа в указанной области карты. Это позволит, например, быстро найти все больницы, расположенные недалеко от места пожара.

Мониторинг транспорта

Предполагается, что транспортные средства экстренных оперативных служб будут со временем оснащены терминалами ГЛОНАСС/GPS, передающими информацию о текущем местоположении транспорта.

Оператор Системы-112 должен иметь возможность отображать расположение транспортных средств на карте, чтобы находить ближайшие к месту вызова бригады и отслеживать процесс реагирования на происшествие. Необходима также возможность получения подробной информации о транспортном средстве (например, государственный номер, контакты водителей, состав бригады), а также поиска транспорта.

 Мониторинг транспортных средств
Мониторинг транспортных средств

Построение маршрутов

Для того, чтобы оператор мог оказать информационную поддержку бригаде экстренного реагирования при движении к месту происшествия, должны быть предусмотрены функции построения оптимального маршрута. Маршрут прокладывается между указанными на карте пунктами остановок с учетом правил дорожного движения, текущей дорожно-транспортной обстановки и других факторов.

 Построение маршрутов транспорта
Построение маршрутов транспорта

Взаимодействие между подсистемами

Полноценно функционировать геоинформационная подсистема может только в связке с другими подсистемами.

Так, для отображения на карте точек происшествий или местоположения транспортных средств необходимо получение соответствующих координат из информационно-коммуникационной подсистемы.

Передача информации осуществляется и в обратную сторону. Так, при вводе информации о месте происшествия оператор может не указывать точный адрес, а отметить точку происшествия на карте. Тогда в геоинформационной подсистеме будут автоматически определены адрес и координаты указанной точки и переданы в информационно-коммуникационную подсистему.

Пример реализации

В конце 2013 г. компания «Совзонд» приняла участие в проекте по созданию Системы-112 в Краснодарском крае в объеме первой очереди, выполнив работы по развертыванию геоинформационной подсистемы и ее интеграции с другими подсистемами. Основным исполнителем работ являлась компания «Ростелеком»; субподрядчиками выступали компании «Энвижн Груп», «ИскраУралТел» и «Совзонд». В рамках данного проекта осуществлялось развертывание компонентов Системы-112 в городах Краснодар и Сочи.

Основным пользовательским приложением в Системе-112 является консоль оператора, реализованная в виде веб-приложения, работающего в браузере Mozilla Firefox. С помощью консоли операторы Системы-112 просматривают информацию о происшествиях, принимают вызовы, вносят информацию о реагировании на происшествия.


Увеличить
Консоль оператора 112

Геоинформационная подсистема также представляет собой веб-приложение и выглядит как карта с инструментами, открывающаяся в отдельной вкладке браузера.

 Геоинформационная подсистема
Геоинформационная подсистема

Интерфейс геоинформационной подсистемы является простым и интуитивно понятным.

Для работы с картой предусмотрены стандартные инструменты навигации: изменение масштаба, перемещение, переход к полному экстенту карты, окно обзора и др.

Операторы могут подключать дополнительные слои карты: социально-значимые объекты (школы, поликлиники и пр.), дежурно-диспетчерские службы, а также просматривать легенду. Щелкая по объектам, можно получать подробную информацию о них.

Для нахождения нужной информации реализованы инструменты поиска по координатам, названию или адресу объектов. Поддерживается поиск по части названия, а также допускается возможность опечаток.

 Поиск объектов
Поиск объектов

Для планирования движения транспортных средств предусмотрен набор инструментов построения маршрутов. Пользователь отмечает на карте необходимые пункты остановок, после чего автоматически строится оптимальный маршрут через заданные точки и формируется маршрутный лист (описание движения).

В случае, если движение по какой-либо части города блокировано (например, в результате подтопления части улиц), оператор может указать ограничения движения (т.е. участок, запрещенный для проезда) – и тогда маршрут будет автоматически перестроен в обход отмеченной территории.

 Построение маршрута транспорта
Построение маршрута транспорта

Еще один набор инструментов, реализованных в геоинформационной подсистеме, — это инструменты анализа и статистики. Доступ к этим инструментам предоставляется только руководителям и аналитикам, которым необходима сводная информация о возникающих происшествиях.

С помощью этих инструментов можно отобразить на карте точки происшествий за определенный период времени в соответствии с заданными критериями запроса (например, происшествия по службе «03», произошедшие в феврале 2014 г. на территории г. Краснодар).

Также можно строить тематические карты происшествий, на которой районы города окрашены в различные цвета в зависимости от количества происшествий за определенный период времени (мало происшествий – «благополучный» район, подсвеченный зеленым цветом; много происшествий – «неблагополучный» район, подсвеченный красным цветом).

 События и карта происшествий
События и карта происшествий

В качестве программной платформы для создания геоинформационной подсистемы использовалась линейка продуктов Esri (ArcGIS for Desktop, ArcGIS for Server, дополнительный модуль Network Analyst), которая зарекомендовала себя как надежное и многофункциональное решение для создания геоинформационных систем любого уровня и назначения.

Поводя итог, хочется отметить, что применение геоинформационных сервисов в составе Системы-112 повышает эффективность работы операторов благодаря удобному отображению пространственных данных, возможностям поиска и анализа информации. Это вносит свой вклад в достижение основной цели создания Системы-112 — обеспечение качественной и быстрой помощи населению при возникновении экстренных ситуаций.

Нина Ялдыгина, ведущий специалист отдела ГИС-проектов компании «Совзонд»

Мировая группировка спутников дистанционного зондирования земли (ДЗЗ)

СОБЫТИЯ