Руслан Кива: Новая система мониторинга сельхозземель сделает махинации невозможными
В 2010 г. принята Концепция развития государственного мониторинга земель сельскохозяйственного назначения на период до 2020 г. О том, какая роль в реализации этой Концепции отведена геоинформационным системам (ГИС), в интервью CNews рассказал Руслан Кива, заместитель директора Российского центра государственного мониторинга земель сельскохозяйственного назначения.
CNews: Концепция развития государственного мониторинга земель сельскохозяйственного назначения предусматривает формирование информационных ресурсов. Какое место среди этих ресурсов предназначается геоинформационным системам?
Руслан Кива: ГИС отводится очень важная, если не ключевая роль. На основе ГИС и данных дистанционного зондирования Земли (ДЗЗ) будет формироваться вся государственная информационная система по землям сельскохозяйственного назначения.
ГИС ― это инструмент, позволяющий пользователям получать необходимую информацию, привязанную к пространственным данным. Это крайне важная работа, так как с 1991 г. в связи с переходом к рыночной экономике должный контроль над состоянием земель сельскохозяйственного назначения не осуществлялся. В связи с этим появилось множество проблем. Это и увеличение доли земель сельхозназначения с ненадлежащим их использованием, и полностью заброшенные, заросшие земли.
В настоящее время Минсельхозом России готовятся соответствующие проекты законодательных актов, которые должны улучшить сложившуюся ситуацию путем увеличения налогов на земли, используемые ненадлежащим образом, с дальнейшим их изъятием у недобросовестных пользователей. ГИС лучше любых других методов позволит собрать данные, необходимые для выявления нецелевого использования земли или запущенных участков, не используемых совсем. К сожалению, таких участков земли у нас много, в некоторых областях до 60% от общей площади сельхозземель.
Проблема осложняется большим числом собственников земли, различных типов производств, форм собственности и т. д. Другими словами, без государственного мониторинга земель сельскохозяйственного назначения невозможно эффективное и безопасное использование земли и полноценное развитие аграрного сектора экономики.
CNews: В чем суть внедряемых ФГИС АЗСН и СДМЗ АПК?
Руслан Кива: Система дистанционного мониторинга земель сельскохозяйственного назначения агропромышленного комплекса (СДМЗ АПК) и Электронный атлас земель сельскохозяйственного назначения (ФГИС АЗСН) ― это две части общей системы государственного мониторинга сельхозземель, разработкой которой занимались специалисты компании «Совзонд» в рамках контрактов, заключенных с Министерством сельского хозяйства в 2011–2012 гг.
Источник: Минсельхоз России, 2013
ФГИС АЗСН предназначена для учета земель сельхозугодий и сбора информации от подведомственных учреждений Министерства сельского хозяйства о состоянии этих земель. Станции агрохимических служб имеют необходимое программное обеспечение Esri, с помощью которого в центральную базу данных ГИС можно внести необходимую информацию. Прежде всего, это полевые анализы состава и деградированности почв, вид угодья, выращиваемая культура, данные о мелиорируемых землях, площадь поля и т. д. Полученные данные служат, в том числе, основой для второй части системы ― СДМЗ АПК, которая будет включать как данные полевых анализов, так и данные оперативной космической съемки.
АЗСН предназначена для учета земель сельхозугодий и сбора информации от подведомственных учреждений о состоянии этих земель
СДМЗ АПК, прежде всего, предназначена для оценки текущего состояния растительности, распознавания сельхозкультур на обширных территориях, оценки потерь в случае стихийных бедствий и прогнозирования урожая. В настоящее время мы работаем над новыми алгоритмами, которые позволят снизить погрешность в распознавании типов культур благодаря системе обучающей выборки (когда за образец берется «эталонное» поле). В результате система сможет автоматически идентифицировать различные типы культур, например, масличные, овощные, зерновые и т. д.
СДМЗ предназначена для оценки текущего состояния растительности, распознавания сельхозкультур на обширных территориях, оценки потерь в случае стихийных бедствий и прогнозирования урожая
Сведения во ФГИС АЗСН обновляются в соответствии с циклом агрохимического обследования, который равен 5 годам. Данные же о типе культур обновляются ежегодно с помощью второй части системы ― СДМЗ АПК. Кроме того, она сможет поэтапно следить за всхожестью посевов, созреванием культур, уборкой урожая. Таким образом, объединив данные в единой системе мониторинга, мы получим целостную картину того, как используются сельскохозяйственные земли в нашей стране, что на них растет, в каком состоянии растительность.
CNews: Какие особенности есть у российских ФГИС АЗСН и СДМЗ АПК по сравнению с зарубежными аналогами?
Руслан Кива: Зарубежных аналогов подобных систем не так уж много: сравнимые работают лишь в США, странах Европейского союза (ЕС) и Китае. Больше всего сведений о системах США и стран ЕС.
В США система мониторинга состоит из двух частей: внешней и внутренней. Система внешнего мониторинга следит за всеми основными сельскохозяйственными регионами нашей планеты, она призвана обеспечить глобальную стратегическую оценку сельскохозяйственных районов. Это позволяет проводить гибкую ценовую политику, а также повышает продовольственную безопасность США. Система внутреннего мониторинга Cropland Data Layer работает под управлением Национальной статистической службы по сельскому хозяйству ― аналога российского Центра государственного мониторинга земель сельскохозяйственного назначения. Cropland Data Layer, как и российская ГИС, построена на двух источниках данных: данные о растительности, собранные непосредственно на местах, и данные ДЗЗ.
Существенное отличие российской системы заключается в том, что наша векторная база данных может накапливать информацию по каждому конкретному полю, причем к ней можно прикреплять различные дополнительные данные. Правда, США обладают большими возможностями в части ДЗЗ и проводят съемку 25 раз за полевой сезон.
Обеспечение оперативной, минимум 5 раз в год, спутниковой съемки территории сельхозугодий Российской Федерации является главным условием максимально эффективной работы отечественной системы мониторинга сельхозземель.
В ЕС система мониторинга применяется, прежде всего, для контроля над целевым использованием субсидий, в частности, для предотвращения выращивания незаявленных культур.
CNews: Как проходит внедрение СДМЗ АПК?
Руслан Кива: СДМЗ АПК находится на этапе эксплуатации в тестовом режиме на территории «пилотных» субъектов. Так, например, у нас есть опыт сравнения данных, полученных в ходе анализа засухи 2012 г.: официальной статистики и информации полученной на основе анализа данных из системы мониторинга.
Результаты из двух источников разнятся, причем, местами очень сильно. Причин тому несколько. Например, не все земли фигурируют в официальной отчетности, а СДМЗ АПК их обнаруживает и учитывает. В некоторых районах наблюдается обратная ситуация: земля числится сельскохозяйственной, но в нынешнем виде уже непригодна для выращивания сельскохозяйственных культур. Это создает возможности для злоупотреблений, например, можно вовсе не засеивать поля, а позже обвинить в отсутствии урожая засуху, получив в итоге господдержку. Новая государственная система мониторинга сделает такие махинации невозможными.
CNews: На какой стадии разработки находится ФГИС АЗСН?
Руслан Кива: Федеральная государственная информационная система «Электронный атлас земель сельскохозяйственного назначения» в настоящее время принята в промышленную эксплуатацию. К следующему году функционал системы будет расширен под задачи мониторинга плодородия, учета и паспортизации мелиоративных земель.
Более того, у системы большой потенциал для оказания различных услуг. Например, к нам обратилась известная компания-производитель сельхозтехники Deere&Company, которая нашла возможность использовать нашу ГИС для оценки потенциального спроса на сельскохозяйственную технику и оборудование.
CNews: Нет ли проблем с наполнением данными ФГИС АЗСН и СДМЗ АПК, с регулярным обновлением?
Руслан Кива: У СДМЗ АПК есть некоторые проблемы с нехваткой данных оперативной космической съемки. В принципе, это же касается и ФГИС АЗСН: необходима съемка обширных территорий, причем съемка с высоким разрешением. К сожалению, пока нет федеральной программы, направленной на проведение подобной масштабной космической съемки, поэтому приходится ориентироваться на использование бесплатных снимков среднего пространственного разрешения, сделанных иностранными спутниками, что сильно отражается на оперативности получения данных и не позволяет планировать съемку необходимых территорий в нужный период времени.
Руслан Кива, заместитель директора Российского центра государственного мониторинга земель сельскохозяйственного назначения
Пока что нет российских аппаратов с характеристиками, приемлемыми для оперативного мониторинга сельхозкультур. Надеемся, что сможем использовать данные ДЗЗ с российского спутника «Ресурс-П», выведенного на орбиту в июне, если не для целей оперативного мониторинга больших площадей сельхозземель, то хотя бы для целей учета и инвентаризации сельхозугодий.
CNews: Достаточно ли возможностей иностранных коммерческих спутников для обслуживания ФГИС АЗСН и СДМЗ АПК? Необходимы ли российские системы ДЗЗ с какими-то особыми возможностями?
Руслан Кива: Безусловно, нам жизненно необходимы российские системы ДЗЗ. Федеральные органы должны использовать свои спутники с соответствующими характеристиками вместо иностранных космических аппаратов. Например, зарубежная спутниковая группировка Disaster Monitoring Constellation и группировка из 5-ти малых спутников RapidEye способны производить многократную качественную съемку среднего пространственного разрешения всей площади земель сельхозугодий Российской Федерации. России нужны аналогичные системы.
CNews: В ФГИС АЗСН есть данные, которые недоступны любому пользователю?
Руслан Кива: Вся информация, которая содержится в базе данных системы мониторинга, открытая. Разумеется, скрытыми будут инструменты доступа к системе, т. е. сервисы, с помощью которых наполнять базу данных смогут только конкретные пользователи. Единственное, что будет закрыто, по крайней мере, на первых порах, это структура посевных площадей в масштабах всей страны. Знание этой информации дает возможность оценить текущий импортный и экспортный потенциал страны и манипулировать ценами на мировом рынке продуктового сырья.
CNews: Какое учреждение, организация будут обеспечивать наполнение данными и управление ФГИС АЗСН и СДМЗ АПК?
Руслан Кива: Этим будем заниматься мы ― Федеральное государственное бюджетное учреждение «Российский центр государственного мониторинга земель сельскохозяйственного назначения».
Главное, чтобы подведомственные учреждения (Агрохимической службы, Росельхознадзора, Россельхозцентра, Управления мелиорации) представляли нам сведения по установленной форме.
В настоящий момент данные во ФГИС АЗСН поступают от Агрохимслужбы. Всего по Российской Федерации таких центров и станций насчитывается 107, и они подчиняются непосредственно Минсельхозу России. В настоящее время ― это основной источник наполнения базы данных с результатами полевых обследований. Наше учреждение станет единым оператором системы мониторинга и будет формировать единый информационный ресурс. Технические возможности, включая вычислительные мощности, у нас для этого имеются.
ФГИС АЗСН ― это территориально-распределенная ГИС, представляющая собой сервер, к которому удаленно подключаются региональные службы. Последние вводят в своем удаленном клиентском приложении все данные о полях и присылают их нам. Мы проверяем данные, например, на топологические ошибки оцифровки, заполнение семантикой, а затем размещаем их непосредственно на портале.
CNews: Каковы возможности использования ФГИС АЗСН и СДМЗ АПК для реализации постановления Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2012 г. № 1431 г. Москва «Об утверждении Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства»?
Руслан Кива: Мы надеемся, что за системой будет закреплен статус официального ресурса для получения погектарного субсидирования. Существующая система субсидирования не всегда объективна, поскольку базируется на данных о посевных площадях, поданных самими сельхозпредприятиями. Использование данных ФГИС облегчит распределение средств, а сельхозпредприятиям будет легче отчитаться за их освоение.
Как я уже говорил, идеально, чтобы наша система получила право быть основой для получения субсидий. Думаю, это сделает процедуры оформления заявок, получения и освоения субсидий более прозрачными и эффективными.
Короткая ссылка на материал: //cnews.ru/link/a3592